В последнее время большую популярность приобретают развивающие курсы, которые эффективно дополняют школьное обучение и восполняют пробелы общепринятой образовательной системы. На сегодняшний день сильнее всего востребованы занятия ментальной арифметикой и так называемая педагогическая методика Никитиных. По незнанию многие думают, что большинство курсов такого рода в принципе похожи и предлагают примерно одно и то же. Но разница есть, и порой она колоссальная – сейчас вы убедитесь в этом сами.
Суть методики Никитиных
Бориса и Елену Никитиных можно смело назвать пионерами новой отечественной педагогики. Они воспитывали своих детей еще в советское время и уже тогда смогли доказать, что нестандартный подход к обучению дает поразительные результаты.
Методика развития Никитиных – это описание их личного педагогического опыта, который они проанализировали и разложили по полочкам для других родителей.
Принцип системы Никитиных
- Родители должны соблюдать баланс в воспитании ребёнка, минуя 2 крайности: излишнее внимание и гиперопеку («заорганизованность»), а также игнорирование ребёнка («заброшенность»).
- Нужно предоставить ребёнку максимальную свободу – пусть играет, занимается спортом или рисует, когда хочет и только когда это будет ему интересно. Никакого насилия и принуждения.
- Важно сохранять легкость, непринужденность и естественность. Это касается как домашней обстановки (комфортная одежда, атмосфера уюта и простоты), так и близости с природой (прогулки и игры на свежем воздухе, походы).
- Родители должны принимать непосредственное участие в развитии ребёнка: гулять, играть, помогать делать уроки и т. д. Вовлеченность и искренний интерес родителей – обязательные черты сторонников никитинского метода.
Никитины разработали и специальные развивающие игры для детей. Для их проведения нужны кубики, квадратики, кирпичики, детали конструкторов и др. Такие игры учат детей критическому мышлению, анализу, логике и креативности.
Как вызвать желание заниматься
Методика развития детей Никитиных поможет ответить на вопрос, который так часто задают родители: «Как заставить ребёнка заниматься?» На самом деле нет ничего сложного. Нужно просто сформировать для ребёнка такую ситуацию, при которой условия развития идут впереди самого развивающего процесса. Например, не стоит давать малышу игрушки, которые подходят его возрасту. Будет лучше, если вы подарите ему игры, больше подходящие для детей старшего возраста. Тогда мозг у вашего сына или дочери заработает ускоренным образом. С младенчества дети идут к тому, что им пока непонятно, но интересно. Поэтому нужно создать такие условия, при которых ребёнок будет постоянно познавать что-то новое.
Интелектуальное развитие по системе Никитиных
Интеллектуальное развитие играет одну из важнейших ролей в данной системе. Никитины разработали множество игр, которые заставляют работать мозг. Но у всех у них есть один общий момент: правила игры не разглашаются. Поначалу это может показаться странным и даже нереальным. На самом деле всё проще, чем кажется на первый взгляд. Когда ребёнок начинает играть, он следит за родителями и в самом процессе вникает в суть происходящего. За наблюдением следуют выводы. Анализируя действия других участников, ребёнок активно задействует свой интеллект.
Ментальная арифметика – рычаг для развития
Сама система ментальной арифметики как способа быстрого счёта появилась очень давно – еще более 2 тысяч лет назад. Конечно, на курсах AMAKids используется усовершенствованная и адаптированная система. Но от древнего метода остались специальные счёты – абакус. Мы уже описывали особенности и преимущества ментальной арифметики, но вкратце напомним, о чем идет речь.
На ранних этапах обучения дети выполняют все математические расчеты при помощи абакуса – они складывают, отнимают, делят и умножают, перемещая разноцветные кости. Важно, что в процессе этих действий в мозгу ребёнка формируются четкие ассоциации между визуальной картинкой и отдельными числами. Поэтому через некоторое время счёты становятся не нужны – ребёнок считает прямо в уме. В ходе дальнейших тренировок его способности заметно возрастают – он считает все быстрее и с легкостью оперирует многозначными числами.
Основная фишка ментальной арифметики, которая отличает ее от множества других систем обучения, заключается в одновременном задействовании двух полушарий головного мозга. Практически вся образовательная система построена на использовании левого, «логического» полушария, в то время как ментальная арифметика пробуждает еще и правое, «творческое».
Основные факты о ментальной арифметике
- оптимально начинать обучение с 5 до 12 лет, но существуют отдельные курсы и для подростков с 13 лет;
- чтобы учиться ментальной арифметике, ребёнку достаточно уметь считать до 10;
- в ходе занятий активизируются и заметно улучшаются многие умственные процессы: память, быстрота реакции, концентрация и внимание;
- благодаря активизации правого полушария ребёнок раскрывает свои творческие способности и умение нестандартно решать любые задачи.
Важно, что уже в ходе обучения повышается успешность практически во всех школьных дисциплинах, ведь ребёнок активно использует оба полушария головного мозга, а значит, все его умственные способности заметно возрастают.
Как сопоставить две системы
Очевидно, что сравнивать метод Никитиных и ментальную арифметику просто бессмысленно. Никитины предложили действительно хорошую и работающую систему воспитания детей, придумали множество полезных игр и на личном примере продемонстрировали, что ломать привычные стереотипы не только можно, но и нужно. Обязательно возьмите на вооружение их принципы воспитания и педагогические разработки – возможно они полностью изменят ваше представление о правильном воспитании.
Ментальная арифметика – это специальный курс, направленный на повышение умственных способностей ребёнка посредством снятия дисбаланса в развитии полушарий головного мозга. Занятия помогают даже самым отстающим детям научиться быстро считать и думать, принимать творческие решения и держать ум в тонусе. И такие практические занятия нельзя сравнивать с описательной методикой Никитиных – это совершенно разные вещи.